IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Очень ВАЖНАЯ тема

, Тема временная но очень важная

L_F_Kek
Моск
Иконка группы
Группа: Пользователи
Сообщений: 415
Регистрация: 22.7.2008
Из: г. Нижняя Салда
Пользователь №: 14



Сообщение #1 сообщение 27.3.2009, 2:42
Раздел 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД

ЦЕЛЬ КУРСА БЖД
вооружить специалистов знаниями, необходимыми для:
- идентификации опасностей
- разработки методов и средств защиты
в соответствии с требованиями безопасности
- прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях ЧС


ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Специалист должен уметь:
1. идентифицировать наличие вредных и опасных производственных факторов
2. знать ПДК, ПДУ и фактические их значения на каждом рабочем месте
3. знать и уметь применять меры зашиты
4. разрабатывать меры по повышению безопасности производства
5. проводить расследование н.с. на производстве, оказывать меры первой помощи
6. проводить инструктаж и обучение по безопасным методам и приемам работы
7. принимать быстрые и провильные решения в условиях ЧС


СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
Безопасность Человек Среды
деятельности
труда человека

Защита в ЧС Человек,произв Биосферы и
техно-
одст. среда, мат. сферы
ресурсы

ООС Природ. Среда Техносферы

Безопасность Общество, нация Внешние и
внутр-е страны



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
БЖД - область знаний, где изучаются опасности и нежелательные последствия их воздействия на человека и объекты среды обитания; закономерности проявления опасностей и способы защиты от них
ОПАСНОСТЬ- явления, объекты, процессы, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью
человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия
Безопасность – состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей
Деятельность – необходимое условие существования человеческого общества
Жизнедеятельность – повседневная деятельность и отдых, способ существования человека
Опасность - центральное понятие БЖД
Для опасностей характерны признаки:
- ущерб здоровью
- угроза жизни
- затруднение функционирования органов и систем человека.
Опасности имеют потенциальный характер.
Чтобы опасность реализовалась, нужны условия или причины – совокупность обстоятельств, при которых опасности проявляются и вызывают нежелательные последствия


ТАКСОНОМИЯ ОПАСНОСТЕЙ
Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий,объектов:
- по природе (реальные, потенциальные)
- по источникам (естест-е, техног-е, антроп-е)
- по видам потоков (энерг-е, масс-е, инфор-е)
- по моменту возник-я (прогноз-е, спонтан-е)
- по длительности возд-я (пост-е, период-е, крат.вр)
- по объектам воздействия (на человека, на природную среду, на материальные ресурсы, комплексного воздействия)
- по размерам зоны воздействия (локальные, региональные, межрегиональные, глобальные)
- по видам зон воздейст-я- (действующие в помещении, действующие на территории)
- по способности человека идентифицировать опасности органами чувств (ощущаемые, неощущаемые)
- по виду негативного воздействия на человека (вредные, опасные)
- по характеру воздействия (активные, пассивные)


КЛАССЫ ОПАСНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ
1- безопасный: ошибки перс-ла, констр-е недораб-ки не вызывают поврежд-й и н.с.
2- граничный: наруш-я работы оборуд-я могут быть взяты под контроль без повреждения и н.с.
3- критический: нарушения в работе оборуд-я ведут к его поврежд-ю, опасной ситуации, требующей немедлен-го спасения персонала
4- катастрофический: происходит утеря оборудования, гибель людей или массовый травматизм

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА
Риск – вероятность наступления нежелательного события или количественная оценка опасности, по Маршаллу: риск – частота реализации опасностей.
R = n/N,
где: n- число нежелательных событий,
N – общее число работающих.
Различают индивидуальный и социальный риск.


КОНЦЕПЦИЯ ПРИЕМЛЕМОГО РИСКА (рисунок)


КВАНТИФИКАЦИЯ РИСКА И ОПАСНОСТЕЙ
Квантификация – это введение количественных характеристик для оценки сложных, количественно определяемых понятий.
Методические подходы к определению риска:
1- инженерный
2- модельный
3- экспертный
4- социологический


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ОПАСНОСТЕЙ
Стадии изучения опасностей:
1- предварительный анализ, этапы:
а) выявление источников (коррозия)
б) определение частей системы, могущих вызвать опасности (трубопровод)
в) введение ограничений на анализ
2- выявление последовательности опасных ситуаций
3- анализ последствий авирии.
Исходя из затрат и выгод, разрабатывают и внедряют меоприятия по предотвращению аварий.


МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОПАСНЫХ СИТУАЦИй
А – теория надежности – свойство объекта сохранять во времени и установленных пределах значения всех параметров ( для оценки применяют понятия: отказ или интенсивность отказа – 1/час, срок службы, технический ресурс)
Б – накопление статистических данных (например, вероятность индивидуального смертельного риска)
В – моделирование опасных ситуаций (осуществляют с ЭВМ с построением диаграмм)


СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ
СА – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (безопасность)
Система – совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой для выполнения заданных функций
Цель СА безопасности – выявить причины, влияющие на появление нежелателтных событий и разработать мероприятия, уменьшающие вероятность их появления


МЕТОДЫ АНАЛИЗА БЕЗОПАСНОСТИ
1 – Априорный выполняется до события на основе имеющихся сведений
2 – Апостериорный выполняется после события (цель: рекомен-ии на будущее)
3 – Прямой : изучение причин, чтобы предвидеть будущее
4 - Обратный: анализируются последствия для определения причин, т. е. анализ начинают с венчающего события


ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
можно классифицировать по признакам:
- ориентирующие (снижение опасности, замена оператора)
- технические (блокировки, экранирование, защита расстоянием)
- организационные (защита временем, нормирование, подбор кадров)
- управленческие (планирование, контроль, стимулирование)


МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
метод А – пространственное и временное разделение гомосферы и ноксосферы
метод Б - нормализация ноксосферы путем исключения опасностей средствами коллективной защиты
метод В – приемы и средства адаптации человека к соответствующей среде, повышение его защищенности (профотбор, обучение, психологические тренинги, СИЗ)


СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. средства коллективной защиты (вентиляция, заземление, ограждения,...)
2. средства индивидуальной защиты (СИЗ – спец. одежда, каски, беруши,...)
3. повышение надежности систем:
а) среднее время безотказной работы
б) вероятность безотказной работы
в) интенсивность отказов


ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ ОБОРУДОВАНИЯ
1 - ошибки проектирования
2 - дефекты изготовления
3 - несовершенства документации
4 - «человеческий фактор»:
а) недостатки профессиональной подготовки
б) технологическая недисциплинированность
в) слабый контроль, неисполнительность в прведении регламентных испытаний оборудования и проверки КИП
г) отклонения от требований в организации и технологии производства
д) наличие факторов дискомфорта в работе
е) неиспользование стредств защиты и без-ти


ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ БЖД
1. анализ и оценка состояния объекта
2. прогнозирование, планирование мероприятий для задач управления
3. организация (формирование) управляемой и управляющей систем
4. контроль (т.е. система проверки и наблюдения за ходом управления)
5. определение эффективности мероприятий
6. стимулирование участников управления


СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ БЖД
1. образование народных масс
2. воспитание культуры безопасногго поведения
3. профессиональное обучение
4. профессиональный отбор
5. психологическое воздействие на субъекты управления
6. рационализация режимов труда и отдыха
7. технические и орг-е средства кол-й защиты
8. средства индивидуальной защиты (СИЗ)
9. системы льгот и компенсаций


Декомпозиция предметной деятельности
(Рисунок)


Структура производственных психических состояний
1- Утомление (тормозного и возбудимого типа)
2- Психическое напряжение (стресс – нормальная реакция человека)
3- Особые психические состояния:
а)параксизмальное–обморок,эпилепсия
б) психогенное – конфликт, потеря близких, длится от неск. час до 2 мес.
в) действие стимуляторов: легкие – чай, кофе; активные – фенамин, перватин ухудьшают самочувствие; транквилизаторы – седуксен, элениум


Основные анализаторы человека
Наиболее важными являются:
зрительный, слуховой, двигательный, тактильный, обоняние и вкус; а также чувствительности:
вибрационная, болевая, температурная.
Зрительный обладает наибольшей величиной адаптации, глаз реагирует на яркость (приемлемо 5 000 нт (1 нит = 1 кд/м2, эффект ослепления при 30 000 нт), глаз различает 7 основных цветов и более сотни оттенков; видимый спектр света от 380 до 780 нм; имеет место инерция зрения ( от 0,1 до 0,3 с), что может быть причиной стробоскопического эффекта.
Существуют 4 вида элементарных вкусовых ощущений: сладкий, горький, кислый, соленый.


Закон Вебера - Фехнера
Е = к х Ln J + C,
где: Е – интенсивность ощущений
J - интенсивность раздражителя
к, С - const
Величина ощущений меняется медленнее, чем сила раздражителя


Учение Тейлора и его учеников
• Амер. ученый Ф. Тейлор – основатель школы НОТ
• провел ряд исследований с использованием методов
• естесственных наук и преждожил основополагающие
• принципы:
• 1 – экономия усилий (исключение лишних движений)
• 2 – специализация функций.
• Методы рационального использования рабочего
• времени, рабочих поз и движений Тейлора получили
• развитие у его ученика Джилберта («Система кладки
• кирпича») в новой методике использования «принципа»
• двуручной симметрии движений (руки двигаются
• одновременно в противоположных направлениях) –
• Производительность выросла в несколько раз. Это был
• механический подход - метод выжимания пота.
• Последователи Тейлора Джилберт и Кук перенесли
• методы Тейлора в сферу управления, т.е. в сферу
• администрирования.


Эргономические основы
Эргономика ( по Ястшембовски - «наука о труде») изучает функциональные возможности человека в процессе деятельности с целью создания условий, которые делают деятельность эффективной и обеспечивают комфорт для человека
Выделяют совместимости человека и среды:
- информационную, - биофизическую, - энергетическую, -транспортно-антропометрическую, - технико-эргономическую


Анртопометрия и биомеханика
Антропометрия или измерение человека позволяет получить данные для правильного расположения органов управления и определить размеры рабочего пространства.
Биомеханика изучает приложение сил телом человека, она вносит в эргономику два выжных компонента: физиологию и гигиену труда.
Физиология изучает процесс производства энергии организмом человека.
Гигиена труда – профилактическая медицина,изуч-ая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функционал-е состояние человека, разрабат-я меры профилактики вредного и опасного действия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.


Классификация форм деятельности человека
1 - требующая значительной мышечной активности (тяжелый физический труд)
2 - групповые формы труда (конвейер)
3 - механизированные формы труда
4 - частично автоматизированное пр-во
5 - управление производственными процессами и механизмами
6 - формы интеллектуального труда (умственный)


Статическая работа, феномен Лингарда
Стататическая работа характеризуется тем, что напряжение мышц развивается без изменения длины последних и без активного перемещения конечностей и всего тела (быстрое утомление)



Динамическая работа
Это процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также тела человека или его частей в пространстве
Динамическая работа подразделяется на:
1- общую, когда мышечная работа выполняется более, чем 2/3 массы мускулатуры (без механизации)
2- региональную, когда работа выполняется преимущественно плечевым поясом и руками, в ней участвуют от 1/3 до 2/3 массы скелетной мускулатурры
3- локальную,которая выполняется менее,чем 1/3 скелетных мышц
В соврем-м пр-ве выполняются в основном 2 и 3 типы работ



Работоспособность
Это величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время при максимальном интенсивном напряжении
При оценке работоспособности используют показатель внешней механической работы:
PWC170=W1+(W2-W1)x(170-F1)/(F2-F1)
PWC170- мощность работы при частоте сердечных сокращений 170 уд/мин
W1, W2- мощность заданных нагрузок , Вт
F1, F2 – частота сердечных сокращений при W1, W2
PCW170 для М~168 Вт, для Ж~105, спортсменов до 327 Вт


Категории работ по тяжести
(СанПиН 2.2.4.548-96)
разграничиваются на основе интенсивности энергозатрат организма в Вт
Легкие 1а: до 139 Вт (сфера управления)
Легкие 1б: 140-174 Вт (мастера, конт-ры)
Ср. тяжести 2а: 175-232 Вт (мех.сборка)
Ср. тяжести 2б: 233–290 Вт (литейные, прокатные, кузнечные цехи)
Тяжелые 3: более 290 Вт (кузнецы ручной ковки, работы с переноской тяжестей весом более10 кг


Показатели тяжести трудового процесса
1 физическая динамическая нагрузка, кгм
2 вес поднимаемого и перемещаемого груза, кг
3 стереотипность рабочих движений
4 статическая нагрузка за смену при удерживании груза, приложении усилий, кгс
5 рабочая поза (удобная, неудобная)
6 наклоны корпуса (количество за смену)
7 перемещение в пространстве (переходы), км


Классификация работ (Р 2.2.2006-05)
а) по тяжести трудового процесса
Физическаая тяжесть труда - нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения
По тяжести трудового процесса установлены классы условий труда:
1- оптимальный (легкая физическая нагрузка)
2- допустимый (средняя физическая нагрузка)
3- вредный (тяжелый) 1, 2, 3 степени
б) по напряженности трудового процесса
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм, требующей премущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации
Установлены классы условий труда:
1- оптимальный ( напряж-ть легкой степени)
2 – допустимый (напряж-ть средней степени)
3 – напряженный труд 1 и 2 степени
Показатели напряженности:
а) интеллектуальные нагрузки (сложность)
б) сенсорные нагрузки в) монотонность нагрузки
г) эмоциональные нагрузки д) режим работы.



Организация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хронического нервно- эмоционального напряжения
Акад. Введенский: «Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того , что плохо работают».
Условия продуктивной умственной работы:
1- в работу входить постепенно
2- соблюдать ритм и последовательность
3- правильно чередовать умств-й труд с отдыхом
4- обеспечивать систематическую деятельность (тренировка и автоматизм)


Пути снижения утомления
1. оптимальная поза
2. соответствие обор-я эргономическим требованиям
3. оптимальная высота рабочей поверхности
4.упражнения и тренировки в процессе обучения, труда и творчества
5. организация рационального режима труда и отдыха
6. использование производственной гимнастики
7. функциональная музыка и комнаты физиологической разгрузки
8. внедрение производственной эстетики


--------------------
Борец невидимого фронта
Перейти в начало страницы
+Цитировать сообщение
 
Начать новую тему
Ответов
vSalde
Администратор
Иконка группы
Группа: Главные администраторы
Сообщений: 4198
Регистрация: 17.7.2008
Из: вСалде
Пользователь №: 1



Сообщение #2 сообщение 27.3.2009, 2:53
ггг, удачно сдать предмет rolleyes.gif
Перейти в начало страницы
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 24.8.2025, 4:08