Учитывая техническое образование и опыт эксплуатации технических средств, можно сделать некоторые общие выводы, которые характерны вообще для всех технических систем, включая автомобили (а если вы рассмотрите судовые либо авиационные двигатели-то там часто вообще запуск при температурах ниже нуля недопустим-что как бы намекает, что и с автомобильными двиглами не всё так радужно, как хотелось бы).
Информации очень много по этому поводу, и как и всегда идут жаркие дисскуссии про эксплуатацию авто при температурах ниже минус 20 градусов. Приводят разные аргументы, и нигде нет нормальной статистики. Поэтому приходиться довольствоваться отдельными цитатами и размышлениями. В начале цитаты, затем размышления-пропустить ненужное.
http://pravomsk.ru/archive/index.php/t-18622.html
"Тут все зависит от мороза! Если -40, то все масла нервно курят :)
не забывайте, одним маслом все не заканчивается. Есть еще и антифриз, тормзуха, АТФ (в т.ч. в ГУРе) и есть бензин, который ой как трудно испряется в мороз. А ест еще резина дубеющая и норовящая треснуть на морозе. Есть стойки встающие колом. И т.д. и т.п."
http://www.spbmotor.ru/about/?pg=6
"Без сомнения, наш краткий анализ процессов в двигателе показывает, что с технической точки зрения прогревать его надо. И даже можно указать, на каких режимах — без нагрузки на холостом ходу, при несколько увеличенной частоте вращения. И до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не поднимется хотя бы до 40-50°С (при этом стрелка указателя температуры «страгивается» с нулевого упора, на что требуется в среднем от двух до пяти минут в зависимости от температуры воздуха). Но, к сожалению, подобные рекомендации не учитывают одного весьма важного обстоятельства, приобретающего в последние годы, пожалуй, решающее значение. Речь идет об экологии.
Таким образом, при низкой температуре можно говорить о значительном росте расхода топлива и существенном снижении ресурса всех трущихся узлов и агрегатов."
http://www.drive2.ru/cars/mercedes/glk_cla...30376152652658/
http://forum.ixbt.com/post.cgi?id=print:70:7948&page=2
120 сообщение
----
Размышления.
Автомобиль проектируется на работу при температурах до минус 20 градусов в лучшем случае. Возможно, кто-то делает северные варианты (есть такая спецтехника). Почему именно минус 20? На некоторых автомобилях (сдаётся мне, что это вольво) зашито в контроллере с фирмы, что при температуре ниже -20 она не может эксплуатироваться, а потому после заводки глохнет, поэтому в россии прошивку контроллера прям в салонах меняют. То есть инженеры явно старались защитить своё детище от неразумных юзеров и такое ограничение сделали не зря, очевидно.
Что значит - минимальная температура минус 20? - это значит, что абсолютно все детали и механизмы не расчитаны на режимы работы при меньших температурах (эластичность, объёмное расширение, вязкость, испаряемость и пр.)-а это все механизмы трения, вся резина (в т.ч. сайлент-блоки), все насосы, системы испарения и поджигания топлива, гидроусилители, амортизаторы и прочее. И получается, что оно будет работать не в штатном режиме - что всегда приводит к повышенному износу (+расходу топлива). Насколько повышенному - это второй вопрос и таких статистических данные нет в интернете толковых. То есть надо себе уяснить, что эксплуатация авто в условиях, для которых авто не предназначено, (например, условия пустынь, высокой влажности, высоких и низких температур, находящихся за пределами, интервала, в котором работали разработчики согласно техзадания) заведомо приводит к уменьшению ресурса всех без исключения механизмов, включая, конечно, и двигатель (и даже ресурса самого водителя).
Другое дело, что Ресурс сегодня настолько большой (двиглы по 300 к, подвески по 50-100к, менее нагруженные элементы, аки стартёр так и вообще по 30 лет могут работать при условии замены щеток), что возникает закономерный вопрос -
-----
Реальный ущерб в деньгах оценить действительно невозможно, невозможно его оценивать и в пробеге-потому что цифра будет различатся в зависимости от температур, стиля вождения, качества комплектующих, масел, конструкции насосов, двигателя, системы подвески и пр.- если вся машина стоит 20 тыс рублей, то там ущерба в принципе наверное уже нет и быть не может-там сама по себе машина уже ущерб, а если она стоит тыс. 500-700?
Более того, если кто-то думает, что повышенного износа просто нет при низких температурах - то думайте на здоровье - потому что фактов, доказывающих обратное мизерное количество, и их надо ещё поискать.
-----
По поводу допустимой нижней границы хотел ещё акцентировать внимание вот на каком факте: ГОСТ 15150-69: Нормы по климатическому исполнению и категории для машин, приборов и других технических изделий (на урале стандартное У (хл), но не обязательное), где прописано - на какие параметры расчитано конкретное оборудование. Конкретно для эксплуатации в наших условиях в помещениях используется категория У (ХЛ) 4, на открытом воздухе УХЛ 1,2 (http://www.paral.ru/snip/gost/15150-69.htm).
Требования по температурному диапазону у УХЛ 1,2: рабочая температура (+40...-45), предельная (+45...-50). Ни один из выпускаемых автомобилей в принципе не может работать под этой категорией без специальных систем подогрева, которых штатно нет на легковушках(я не говорю, что его нельзя сделать, я говорю, что никто не будет делать легковой авто ради температуры в -30, которая бывает 15 дней в году, и то в сибири, а не в европе, потому что это ведёт к использованию более совершенных материалов - а это всегда дороже, а мы стараемся удешевить автомобиль, и всучить его как можно дороже). Возможно, под этой категорией могут работать грузовые авто-там есть системы подогрева в обязаловке.
Отвлеклись... Вернёмся... для них(то бишь легковых авто) используется другая категория (У(или не У даже) 3) либо специальные ТУ, где описываются предельные параметры среды эксплуатации, но они всё равно не подпадают по температуре под УХЛ 1,2.
Получается, что производители ориентируются на -10 (У3) (ну ладно, вольво на минус 20)! - всё, что работает и запускается за бортом ниже -10 (-20) работает за пределами допустимых параметров окр. среды, с точки зрения производителя и разработчика авто-а это всегда слабопредсказуемое поведение (по двиглам есть хорошие комментарии по ссылкам о непредсказуемости и заклинивании) и износ-потому что никто не тратил деньги на расчёты для более низких температур и проведение испытаний. Отдано на откуп автовладельцам - у них денег много, пусть мучаются - кому-то повезет больше, кому-то меньше.
отступление: Электротехнические изделия (любые) на авто, которые эксплуатируются в умеренном климате все делаются по УХЛ 2-до минус 60 градусов (мак -70)-Если бы это было не так, что первый же мороз в минус 11 градусов привёл бы к полному уничтожению всего легкового автопарка страны из за разрушения изоляции-такие случаи локально имели место быть с трамваями и троллейбусами, купленными в европе и имеющими не нашу климатическую зону. Поэтому вот конкретно всей вашей электрике на любом вашем авто глубоко насрать, кроме акумуляторной батареи, какой у вас за бортом мороз. В этой сфере явным (я бы сказал великолепным!) преимуществом обладают электрокары (электродвигатель запустится в любой мороз без нагрузки-трение в подшипниках от загустения смазки один, два процента от номинальной мощности-питание только подавай-там температурные диапазоны определяются только классом изоляции)-те же смарты и пресловутые теслы, однако в совокупности с литий-полимерными (и другими типами) аккумуляторами, которые крайне плохо относятся к отрицательным температурам, все их явные преимущества в условиях пониженных температур просто сводятся на нет в настоящий момент времени.