Бенефис Бездарности. Отчет N1
Добрый день, уважаемый Анатолий Сергеевич! Я студентка УрГУ, четвертый курс, факультет журналистики. На моем факультете есть такой спецкурс, где студенты на примерах должны рассматривать типичные ошибки региональных журналистов, чтобы не допускать их самим. Мой однокурсник из Верхней Салды, и он записывает нам для спецкурса ваши программы, а именно, программу «Салдинская панорама». Именно последний выпуск стал темой моего доклада. Диск мне передали оперативно, и в четверг я уже выступила перед аудиторией. Я сумела доказать преподавателю, что это – никакие не новости. Свой доклад я назвала «Бенефис Бездарности». Я не претендую на то, что мои мысли – это истина. Нет, но, наверно, не зря существуют какие-то законы журналистики, которые необходимо соблюдать. И, думаю, любой начальник хочет, чтобы любое его подразделение работало если не на «отлично», то на «хорошо», поэтому обращаюсь именно к Вам и думаю, что в скором времени ваши зрители смогут увидеть НОВОСТИ. Начну по порядку:
ТЕЗИСЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
«Салдинская панорама» - не новости. Что такое новости?
«Новости – это оперативная информация, которая представляет политический, социальный или экономический интерес у аудитории своей свежестью, то есть сообщения о событиях произошедших недавно или происходящих в данный момент. Термин новости является множественным числом от «новость» и обычно представляет собой программу (собрание нескольких новостей) на телевидении и радио. В печатной прессе новостями также называются сводки новостей, например, в специальной рубрике в газете. Как правило, новости на телевидении и радио передаются несколько раз в день, начинаются в начале часа и длятся от двух минут до получаса. Они обычно представляют собой сводку отдельных новостей из таких областей, как политика, экономика, наука, культура, спорт, с прогнозом погоды в заключении. Западной традицией предполагается, что новости должны быть изложены максимально нейтрально и объективно, и отдельно от комментариев. Выбор новостей для подборки осуществляется редакцией.»
- Итак, оперативной ли была информация в выпуске? Выпуск начался со слов «10 июля этого года...» и далее «вступило в силу с 1 сентября». Пардон, но какое число на дворе? На дворе – 8 сентября. Так почему мы говорим о первом сентября? Для кого была интересна новость? Для пассажиров? Отнюдь нет, ведь стоимость проезда каковой была, таковой осталась.
- Далее он продолжился словами «1995 год был объявлен годом красоты». Что, это тоже оперативность подачи? И как так могло выйти, что ВТОРЫМ сюжетом поставили рекламную информацию, нудную, наивную, затянутую, начинающуюся аж с двух цитат… «Понахватались в интернетах», сделали мы вывод вместе с однокурсниками. Да, и разве о салоне красоты был сюжет? Отнюдь нет! Однокурсники запомнили «льняное масло» и прочую ересь, запомнилось и чушесочетание «педикюр – приятный сюрприз». Что, там ноги удлиняют или нечаянно могут стопы отрезать? А в каких интернетах было найдено: «Не бывает некрасивых женщин, есть ленивые, но вы – не такие?». Простое перечисление, никаких выводов, не рассказано о технологиях, в докладе слово «жополизство» я не использовала, но так оно и есть. Заметьте: о всех преимуществах рассказали НЕ КЛИЕНТЫ, А ХОЗЯЙКА САЛОНА И КОРРЕСПОНДЕНТ. Клиентам так и не дали слово. А значит, будем доверять ведущей и хозяйке салона.
- Далее – день первоклассника, который был еще во вторник, 1 сентября, в день выхода непонятно какой программы «Салдинская панорама». Тупое перечисление и настолько очевидные вещи проговорила корреспондент: «концертная программа – неотъемлемая часть любого торжества». И опять-таки, ни одного интервью, ни одного живого человека. Бездарность – вот ваш эталон!
- Затем, нудные хроники, говорящие головы, рассказ не об оперативных событиях без картинок, ассоциативных кадров, а просто перечисление.
- А то, что я увидела позже, заставило, наверное, не только меня, но и культурных работников, которые работают с текстами, не примитивными, как в вашей передаче, то ли смеяться, то ли плакать. «Радует высококачественным, высокохудожественным»… «Великолепным зрелищем»… «Стыд и позор им!», «Закрылись бы и не тратили денег!», - говорили мои однокурсники после пары, ведь у них в провинциальных городах таких бездарностей нет.
- Ну и напоследок был хоть какой-то лучик света в бездарном царстве – информация о цифровом телевидении. Там не было никчемных эпитетов, ложных восторжений и прочего, почему-то присущего вашим якобы новостям. Но не было, к сожалению, и ваших клиентов – героев.
Главное правило новостей – нет героя – нет сюжета. Но вы – оригиналы! Нет героя – есть сюжет. «Скучно и неинтересно, местами противно, а местами – уныло», - заключила мой преподаватель, говоря о ВАШИХ «новостях», и посоветовала именно ВАМ почитать книги по журналистике.
Единственное, что я поняла, программа, которая по ошибке или чьему-то недоразумению называется «информационной», имеет свои положительные стороны, а именно: «очевидность, обыденность и отсутствие интересных тем». Надеюсь, проводили соответствующие исследования, доказывающие – что большинство ваших зрителей – гопники, выжившие из ума старухи или алкоголики, случайно переключившиеся на ваш канал.