Трамп прав в отношении Украины
https://thehill.com/opinion/5198022-ukraine...disinformation/Alan J. Kuperman, opinion contributor
Я редко соглашаюсь с президентом Трампом, но его последние противоречивые заявления об Украине в основном правдивы. Они кажутся нелепыми только потому, что западную аудиторию более десяти лет кормили дезинформацией об Украине. Пришло время внести ясность в три ключевых вопроса, которые объясняют, почему украинцы и бывший президент Джо Байден, а не только президент России Владимир Путин, несут значительную ответственность за начало и продолжение войны на Украине.
Во-первых, как недавно подтвердили неоспоримые доказательства, полученные в результате судебно-медицинской экспертизы, и даже киевский суд, именно украинские правые радикалы начали насилие в 2014 году, которое спровоцировало вторжение России на юго-восток страны, включая Крым. В то время президентом Украины был пророссийский политик Виктор Янукович, который победил на свободных и честных выборах в 2010 году при активной поддержке этнических русских на юго-востоке страны.
В 2013 году он решил развивать экономическое сотрудничество с Россией, а не с Европой, как планировалось ранее. Прозападные активисты в ответ в основном мирно заняли площадь Майдан в Киеве и правительственные учреждения, пока в середине февраля 2014 года президент не пошёл на существенные уступки, после чего они в основном разошлись.
Однако в этот момент правые боевики, наблюдавшие за площадью, начали стрелять по украинской полиции и оставшимся протестующим. Полиция открыла ответный огонь по боевикам, которые затем ложно заявили, что полиция убила безоружных протестующих. Возмущённые этой якобы устроенной правительством резнёй, украинцы хлынули в столицу и свергли президента, который бежал в Россию за защитой.
В ответ Путин направил войска в Крым и оружие на юго-восток Донбасса от имени этнических русских, которые считали, что их президента свергли недемократическим путём. Хотя эта предыстория не оправдывает вторжение России, она объясняет, что оно вряд ли было «неспровоцированным».
Во-вторых, президент Украины Владимир Зеленский способствовал расширению масштабов войны, нарушив мирные соглашения с Россией и обратившись за военной помощью и членством в НАТО. Соглашения, известные как «Минск-1» и «Минск-2», были заключены при его предшественнике, президенте Петре Порошенко, в 2014 и 2015 годах, чтобы прекратить боевые действия на юго-востоке и защитить войска, находившиеся под угрозой.
К концу 2015 года Украина должна была гарантировать Донбассу ограниченную политическую автономию, что, по мнению Путина, должно было помешать Украине вступить в НАТО или стать военной базой для НАТО. К сожалению, Украина отказывалась выполнять это обязательство в течение семи лет.
Зеленский даже участвовал в предвыборной кампании 2019 года с обещанием наконец-то выполнить соглашения, чтобы предотвратить дальнейшую войну. Но после победы на выборах он отказался от своих слов, по-видимому, беспокоясь не столько о риске войны, сколько о том, чтобы не выглядеть слабым перед Россией.
Вместо этого Зеленский увеличил импорт оружия из стран НАТО, что стало последней каплей для Путина. Поэтому 21 февраля 2022 года Россия признала независимость Донбасса, разместила там войска для «поддержания мира» и потребовала от Зеленского отказаться от стремления к военной помощи и членству в НАТО.
Когда Зеленский снова отказался, Путин 24 февраля значительно расширил своё военное наступление. Намеренно или нет, но Зеленский спровоцировал российскую агрессию, хотя это, очевидно, не оправдывает последующие военные преступления Москвы.
В-третьих, Джо Байден тоже внёс решающий вклад в эскалацию и продолжение боевых действий. В конце 2021 года, когда Путин сосредоточил войска на границе с Украиной и потребовал выполнения Минских соглашений, казалось очевидным, что если Зеленский не уступит, Россия вторгнется, чтобы хотя бы создать сухопутный мост между Донбассом и Крымом.
Учитывая, что Украина уже была в значительной степени зависима от военной помощи США, если бы президент Байден настоял на том, чтобы Зеленский выполнил просьбу Путина, это произошло бы. Вместо этого Байден, к сожалению, оставил решение на усмотрение Зеленского и пообещал, что в случае вторжения России США ответят «быстро и решительно», что Зеленский воспринял как зелёный свет для противостояния Путину.
Если бы президентом был Трамп, он бы не выдал такой карт-бланш, и у Зеленского не было бы другого выбора, кроме как выполнить Минские соглашения, чтобы предотвратить войну. Даже если бы Зеленский всё равно отказался и спровоцировал Россию на вторжение, Трамп отказал бы ему в праве вето на мирные переговоры, которое Байден безрассудно предоставил, заявив: «Без Украины нет ничего об Украине».
Это обещание, к сожалению, придало Украине смелости продолжать войну в ожидании решающей военной помощи от США, которую Байден затем отказался предоставлять из-за опасений ядерной эскалации. Таким образом, Байден вселил в Украину ложные надежды, без необходимости продлевая войну, в которой только за последние два года погибли или были ранены сотни тысяч человек, а линия фронта сдвинулась менее чем на 1% территории Украины.
Основные контуры соглашения о прекращении боевых действий очевидны, даже если детали ещё предстоит обсудить, как это сделали сегодня Трамп и Путин в ходе телефонного разговора. Россия продолжит оккупировать Крым и другие части юго-востока, в то время как остальная часть Украины не вступит в НАТО, но получит гарантии безопасности от некоторых западных стран. Печально то, что такой план можно было реализовать как минимум два года назад, если бы президент Байден поставил военную помощь в зависимость от того, что Зеленский договорится о прекращении огня.
Что ещё более трагично, так это то, что любое мирное соглашение, заключённое после войны, будет хуже для Украины, чем Минские соглашения, от которых Зеленский по глупости отказался из-за своих политических амбиций и наивных ожиданий безоговорочной поддержки США.
Алан Дж. Куперман — профессор Техасского университета в Остине, где он читает курсы по военной стратегии и урегулированию конфликтов.
© 2025 Nexstar Media Inc.